Магда Нахман в Индии
Жизнь Магды Нахман в Бомбее оказалась не менее сложной и трудной, чем ее жизнь в Европе. Здесь она столкнулась со знакомой политической риторикой, которая могла напомнить ей студенческие годы в Санкт-Петербурге в 1910-х годах или Берлин 1920-х годов. Политическая активность и дебаты, а также эксперименты с авангардными подходами к искусству в Бомбее в конце 1930-х и в 1940-е годы перекликаются с теми, которые имели место в Санкт-Петербурге и Москве в начале века. Магде, безусловно, были знакомы обвинения в адрес современных индийских художников в том, что они стали эпигонами Запада или, наоборот, в том, что они возрождают древние традиции, которые утратили свою жизнеспособность в современном мире. Актуальный вопрос, как остаться индийским художником и стать современным/модернистом, повторял старый вопрос, как остаться русским и стать современным/модернистом. В каком-то смысле Россия была «восточной» страной, как и Индия. Обе державы с опаской относились к политическому и культурному влиянию Запада, но в то же время восхищались развитием западного искусства. Обе культуры «переоткрывали», а часто заново изобретали свои народные, крестьянские традиции, настаивая на том, что это и есть «подлинный» голос нации, выражающий национальную идентичность.
В то время как модернизм в Европе либо уходил в прошлое, либо перевоплощался в другие формы, искусство Индии, и в частности в Бомбее, переживало взлет новых открытий. Новые идеи стимулировали эксперименты, подобные тем, которые Магда наблюдала сначала в России, а затем в Берлине. Немалую роль в этом сыграли европейские эмигранты, среди которых были художники-модернисты и меценаты, принесшие с собой художественные вкусы модернизма и щедро делившиеся своим опытом с молодыми художниками Бомбея (точно так же, как европейские эмигранты этого времени способствовали рождению американского экспрессионизма). Как писал художественный критик Рудольф фон Лейден: «Бомбей ориентирован на искусство. Одна выставка следует за другой» [1] .
Вскоре после переселения в Бомбей Магда стала членом Бомбейского художественного общества (БХО) и начала выставляться. В каталоге БХО за 1937 год помещено две картины Магды. Одна из них — зарисовка уличной сценки на Малабар-Хилл, где Магда и Ачария поселились и жили до конца своих дней.